Размер шрифта: A A A | Изображения: Выключить Включить | Цвет сайта: Ч Б С ОБЫЧНАЯ ВЕРСИЯ

Аспирантура

Что такое аспирантура?

Аспирантура - основная форма подготовки научно-педагогических и научных кадров при высших учебных заведениях или научных организациях. В аспирантуру принимаются граждане Российской Федерации, имеющие диплом о завершении любой из ступеней высшего профессионального образования: бакалавра, специалиста или магистра. Обучение в аспирантуре позволяет реализовать склонность к научной деятельности и получить высшую квалификацию, соответствующую ученой степени кандидата наук.

Основная задача обучения в аспирантуре - самостоятельная научная работа - исследование в выбранной области, результаты которого воплощаются в диссертации. Диссертация - специальная форма научного произведения, имеющего квалификационный характер, подготовленная для публичной защиты и получения ученой степени. В случае успешной защиты диссертации на Диссертационном совете и утверждении ее ВАКом (Высшей аттестационной комиссией РФ), присваивается ученая степень кандидата наук.

Наличие ученой степени удостоверяется дипломом государственного образца.

Цель обучения в аспирантуре - подготовить диссертацию, получить положитель-ное заключение при обсуждении диссертации на заседании кафедры и до окончания срока обучения представить ее в Диссертационный совет для последующей защиты.

Сдача кандидатских экзаменов - необходимое условие рассмотрения диссертации в Диссертационном совете. Для подготовки к сдаче экзаменов кандидатского минимума ас-пирант проходит профессиональную подготовку по истории и философии науки, по ино-странному языку и по специальной дисциплине в соответствии со специальностью диссер-тационного исследования. Профессиональная подготовка по трем вышеназванным дисциплинам завершается экзаменами кандидатского минимума.

Индивидуальный план аспиранта (соискателя) - документ, в котором аспирант ежегодно планирует этапы своей работы над диссертацией и сроки сдачи кандидатских эк-заменов. Индивидуальный план заполняется аспирантом самостоятельно с учетом реко-мендаций научного руководителя. Выполнение индивидуального плана контролируется научным руководителем. В конце каждого года обучения аспирант проходит аттестацию на кафедре: проверку соответствия запланированных на год работ фактически выполненными. Результаты аттестаций заносятся в индивидуальный план аспиранта.

Специальность - общее научное направление, в рамках которого проводится дис-сертационное исследование. Каждая специальность относится к определенной отрасли наук и имеет шифр и название. Для подготовки диссертации аспирант зачисляется на ка-федру университета. Из числа ученых - сотрудников кафедры каждому аспиранту назнача-ется научный руководитель. В зависимости от специализации кафедры аспирант может вы-брать тематику диссертационного исследования.

Правила обучения

  1. Аспирант за время обучения в аспирантуре обязан:
    • полностью выполнить индивидуальный план;
    • сдать кандидатские экзамены по истории и философии науки, иностранному языку и специальной дисциплине;
    • завершить работу над диссертацией и представить ее на кафедру для получения соот-ветствующего заключения.
  2. Аспирант обязан выполнять условия договора с академией о подготовке платных образо-вательных услуг в аспирантуре, который он заключает при поступлении в аспирантуру академии.
  3. Тема диссертации утверждается ректором по представлению кафедры в срок не позднее 3 месяцев с момента зачисления.
  4. Научный руководитель утверждается аспиранту одновременно с его зачислением в аспи-рантуру.
  5. Индивидуальный план утверждается ректором по представлению кафедры в срок не позд-нее 3 месяцев с момента зачисления. Выполнение аспирантом утвержденного индивиду-ального плана контролирует научный руководитель. Индивидуальные планы заполняются в 2-х экземплярах. (1 экз. хранится на кафедре, 1 экз. хранится у аспиранта).
  6. Сессия по приему кандидатских экзаменов проводится в академии один раз в год (май-июль). Сроки проведения сессий устанавливаются приказом ректора. Аспирант сдает кандидатские экзамены согласно индивидуальному плану работы.
  7. Аспирант обязан сдать кандидатские экзамены по истории и философии науки, по ино-странному языку и по специальной дисциплине.
    • для допуска к экзамену по истории и философии науки аспирант должен подготовить реферат по дисциплине философия и история науки. Реферат предоставляется для проверки на кафедру философии.
    • для допуска к экзамену по иностранному языку аспирант должен подготовить реферат по иностранному языку с требованиями по написанию реферата можно ознакомиться на кафедре иностранных языков.
    • для допуска к кандидатскому экзамену по специальности аспирант должен утвердить дополнительную программу по теме кандидатской диссертации. Дополнительная программа (так называемый кандидатский максимум) подготавливается совместно с научным руководителем. О сдаче кандидатского экзамена выдается удостоверение установленной формы по месту сдачи последнего экзамена. Удостоверение о сдаче предыдущих кандидатских экзаменов заменяется на единое удостоверение (форма 2.2.).
    • Если соискатель ученой степени кандидата наук, имеющий высшее образование, не соответ-ствующее отрасли наук, по которой подготовлена диссертация, он сдает дополнительный кандидатский экзамен по дисциплине - экономической теории;
    • Аспирант ежегодно аттестуется Ученым советом академии на основании выполнения ин-дивидуального плана работы аспиранта.
    • По согласованию с научным руководителем аспирант имеет право в индивидуальном плане менять пункты плана работы в случае необходимости. Данное изменение оформля-ется отдельным приложением к индивидуальному плану по согласованию с научным ру-ководителем.
    • По результатам успешной аттестации издается приказ о переводе аспиранта на следующий год обучения.
    • Аспирант, не выполняющий в установленные сроки индивидуальный план, отчисляется из аспирантуры по приказу ректора, как не прошедший аттестацию.
    • Срок аттестации может быть перенесен в случае продолжительной болезни (более 1 меся-ца) по представлению соответствующего медицинского заключения.
    • Аттестация аспиранта за последний год обучения включает в себя обсуждение диссерта-ционной работы на расширенном заседании кафедры. По результатам обсуждения диссер-тации, аспирант получает выписку из протокола заседания кафедры с соответствующим заключением.
    • Защита диссертации возможна до окончания аспирантуры – в случае успешного выпол-нения индивидуального учебного плана аспиранта, сдачи кандидатских экзаменов, досроч-ного окончания диссертационной работы.
    • Лицам, успешно прошедшим обучение в аспирантуре выдается удостоверение, которое яв-ляется государственным документом о послевузовском профессиональном образовании.
    • Научно-исследовательская составляющая подготовки аспиранта по данной отросли наук реализуется через авторские программы научных руководителей на основании индивиду-альных учебных планов аспирантов.
    • Лицам, успешно освоившим основную образовательную программу в аспирантуре и успешно защитившим кандидатскую диссертацию, выдается диплом кандидата наук, удо-стоверяющий присуждение ученой степени.
      Очное обучение в аспирантуре:
      • освобождает от армии (на время учебы и защиты диссертации);
      • на время учебы сдавать трудовую книжку в отдел кадров академии необязательно;
      • выпускникам аспирантуры время обучения в очной аспирантуре засчитывается в стаж научно-педагогической и научной работы» (если трудовая книжка сдается на время обу-чения в отдел кадров академии);
      • расписание занятий- 1-2 дня в неделю (занятия в вечернее время);
      • 2 месяца каникулы в год.
      Заочное обучение в аспирантуре:
      • на 30 дней (календарных), лицам допущенным к вступительным испытаниям в аспи-рантуру с сохранением средней заработной платы;
      • на 30 дней (календарных) ежегодно с сохранением средней заработной платы (до-полнительно) и добавляется время, затраченное на проезд от работы до аспирантуры и обратно с сохранением средней заработной платы. Указанный проезд оплачивает – работодатель;
      • свободный от работы день в неделю с оплатой в размере 50% получаемой заработной платы, но не ниже минимального размера оплаты труда. Работодатель вправе на 4-ом году – дать не более двух дней;
      • расписание занятий- 1-2 дня в неделю (занятия в вечернее время);
      • 2 месяца каникулы в год.

Памятка аспиранту

Правила приема в аспирантуру на очную и заочную форму обучения

  1. В аспирантуру принимаются лица, имеющие высшее профессиональное образова-ние и представившие в приемную комиссию аспирантуры следующие документы:
  2. копию диплома о высшем профессиональном образовании и приложение к нему - заверить но-тариусом;
  3. паспорт (копия первых двух стр. и страница прописки - не заверять);
  4. список опубликованных научных работ (при их наличии у поступающего);
  5. фотографии (3 х 4 ) - 6 шт.;
  6. справка с места работы или листок по учету кадров - заполняется и заверяется в отделе кад-ров);
  7. подлинник Удостоверения (ф 2.2) о сдаче кандидатских экзаменов (если есть в наличии);
  8. вступительный реферат по избранной научной специальности (25 стр.). Вместо рефе-рата, по согласованию может быть представлены список и ксерокопии опубликован-ных научных работ;
  9. Обучение в аспирантуре проводится по очной форме, по заочной форме и в форме соискательства.
  10. Прием в аспирантуру проводится ежегодно (2 раза в год - в марте и сентябре).
  11. Приемная комиссия рассматривает документы поступающих в аспирантуру и прово-дит с ними собеседование.
  12. Собеседование
  13. После подачи документов, поступающие проходят собеседование с предполагаемым научным руководителем из форм допуска к вступительным экзаменам. В ходе собе-седования определяется сфера научных интересов поступающего, его готовность к научно-исследовательской работе, собеседование также позволяет отразить общий уровень знаний поступающего.
  14. Вступительные экзамены
    Поступающие в аспирантуру на очную и заочную формы обучения сдают вступи-тельные экзамены в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по следующим дисциплинам:
    • Специальность
    • Иностранный язык
    • Философия
  15. После успешно сданных вступительных экзаменов (тестирование) и оплаты за первый год обучения (в соответствии со сметой), подписывается договор об оказании платных образовательных услуг. Приказом ректора поступающего зачисляют в аспи-рантуру и назначают ему научного руководителя.

Правила прикрепления к академии в форме соискательства

Академия осуществляет подготовку кандидатских диссертаций в форме соискательства.

Лица, имеющие высшее профессиональное образование, прикрепляются в качестве соиска-телей к академии для сдачи кандидатских экзаменов и для подготовки диссертации на соис-кание ученой степени кандидата экономических наук.

Лица, имеющие высшее профессиональное образование, прикрепляются в качестве соиска-телей к академии для сдачи кандидатских экзаменов сроком до 2-х.

Лица, имеющие высшее профессиональное образование, прикрепляются в качестве соиска-телей к академии для сдачи кандидатских экзаменов и подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук сроком до 3-х.

Документы, подаваемые в приемную комиссию:

  1. Заявление на имя ректора академии с указанием специальности и срока прикрепления.
  2. Анкета (личный листок по учету кадров).
  3. Копия диплома о высшем профессиональном образовании и приложения к нему (для лиц, получивших образование за рубежом, включая граждан государств участников СНГ, - ко-пия соответствующего диплома, а также копия свидетельства об эквивалентности доку-ментов иностранных государств об образовании диплома о высшем профессиональном образовании РФ, выданного компетентным органом).
  4. Реферат по избранной научной специальности (25 стр.). Вместо реферата, по согласова-нию с кафедрой академии, могут быть представлены список и ксерокопии опубликованных научных работ, и отчеты по научно-исследовательской работе, при наличии таковых у по-ступающего.
  5. Удостоверение о сдаче кандидатских экзаменов установленной формы при наличии у поступающего сданных кандидатских экзаменов (для лиц, сдавших кандидатские экзамены за рубежом, - справки о наличии законной силы предъявленного документа о сдаче канди-датских экзаменов, выданной компетентным органом).
  6. Копия документа удостоверяющего личность (паспорта).
  7. Фотографии 3,5 х 4,5 см (6 шт.).
  8. Документ, удостоверяющий личность, и диплом об окончании высшего учебного заведе-ния поступающие в аспирантуру представляют лично.
  9. После подачи документов соискатели проходят собеседование с предполагаемым науч-ным руководителем.
  10. Решение о прикреплении соискателя отборочная комиссия выносит с учетом результатов проверки реферата по специальности, итогов проведения.

Руководство для аспирантов

  • Как распределить время обучения

    На первом году обучения, когда вы растеряны и не знаете с чего начать, делайте то, что вы уже умеете — посещайте занятия по дисциплине история и философиянауки и иностранному языку (если, конечно, они организуются вашим учебным заведением). Поскольку для получения ученой степени кандидата наук экзамен поэтим дисциплинам все равно необходимо сдавать, используйте шанс повысить уровень своей эрудиции и общей образованности.

    Прослушав курс по истории и философии науки, вы будете лучше разбираться не только в направлениях современной философской науки, но и в литературе,искусстве, политике, в устройстве общества, особенностях духовности разных стран. Занятия по иностранному языку дадут вам возможность читать трудызарубежных авторов по вашей специальности. Даже если вы не слишком хорошо знаете язык, очень скоро вы обнаружите, что зарубежные источники по вашейспециальности имеют большое количество одинаковых терминов, конструкций и вообще похожи друг на друга. Особенно легко читать труды, написанные неносителями языка, например, японцами на английском — никаких замысловатых фраз, сложных слов — все просто и понятно.

    Некоторые учебные заведения преподают аспирантам также психологию и педагогику. Прослушать эти курсы чрезвычайно полезно и для дальнейшей педагогическойпрактики, и для расширения своих жизненных знаний.

    Учтите, что человека с ученой степенью большинство людей считает в высшей степени интеллигентным, для многих ваше мнение будет авторитетным. В определенноймере это обязывает вас соответствовать такой высокой оценке. Учитесь, пока вас учат, по окончании аспирантуры вас больше никто и никогда учить не будет! Выдолжны будете учиться самостоятельно и учить других, но вашим обучением уже никто не займется.

    Помните, что посещение занятий поможет вам сдать кандидатские экзамены, но мало приблизит к написанию диссертации. Не успокаивайтесь тем, что ваше времязанято.

    Уже на первом году обучения необходимо приступить к организации научного исследования!

    В конце первого учебного года постарайтесь обязательно сдать экзамены по дисциплине история и философия науки и иностранному языку, так как в дальнейшем увас не будет для этого ни времени, ни желания повторно посещать лекции. Если вы намерены сдавать экзамен, необходимо заранее подать заявление в аспирантурус просьбой разрешить вам это сделать.

    По завершении каждого года обучения аспирантов обязывают проходить аттестацию, на основании индивидуального плана аспиранта (плана подготовки диссертации).

    Основной работой на втором году обучения является продолжение проведения собственного эксперимента, сбор данных, их первичная обработка и более углубленныйанализ. Целесообразно каждый промежуточный этап работы (исследование — результаты — обсуждение (анализ) результатов — выводы) оформлять в виде научнойстатьи. Это поможет вам в дальнейшем при написании текста диссертации, даст необходимый опыт преподнесения ваших данных.

    Второй год обучения должен стать основным по количеству конференций, на которых вы докладываете свои результаты, и по количеству публикаций. Кроме того, навтором году обучения аспиранты могут проходить педагогическую практику, выполняя работу преподавателя на кафедре. Во второй половине 2-го года обученияжелательно сдать кандидатский экзамен по специальности.

    К концу второго года целесообразно завершить экспериментальную часть работы или хотя бы львиную ее долю.

    На третьем году обучения необходимо завершить проведение эксперимента (если вы не сделали этого раньше), окончательно обработать данные, проанализироватьих и сделать выводы.

    Третий год — основной для написания текста диссертации. В начале года необходимо закончить написание главы 3 («Результаты исследования»), тщательноотредактировать ее, оформить рисунками, таблицами, схемами. К этому моменту количество изученной вами литературы должно быть достаточным для написанияглавы 4 («Обсуждение результатов»), в которой вы теоретически анализируете ваши данные. Глава 1 (представляющая собой обзор и/или анализ литературныхисточников) может быть начата еще раньше (например, летом после второго года, либо даже на первом году обучения) или может писаться одновременно с главами3 и 4. Выводы работы должны быть четкими, конкретными, емкими, логично вытекать из результатов исследования.

    Не пытайтесь сразу сформулировать окончательный вариант выводов — это та часть вашей диссертации, которая будет претерпевать многочисленные изменения вредакции. Количество выводов, приводимых в работе (для кандидатской диссертации — 5-8 выводов), обычно меньше количества реальных выводов. Не огорчайтесь,кандидатская диссертация — это лишь «путевка» в научную жизнь, не пытайтесь с ее помощью оставить неизгладимый след в науке.

  • Научный руководитель

    Итак, научный руководитель — это тот, кто должен осуществлять руководство научной деятельностью аспиранта, с высоты своего опыта помогать ему двигаться кнамеченной цели. Обычно, им становится доктор наук (причем тех же наук, ученую степень на соискание которых сбирается получить аспирант). Но висключительных случаях (которых немало), им может быть и кандидат наук. Советую вам иметь официальным научным руководителем все-таки доктора наук — зачемлишние проблемы при оформлении документов.

    Научных руководителей может быть и два, особенно если диссертация защищается по двум специальностям. Помимо научного руководителя, у аспиранта может быть инаучный консультант. Обычно им становится кандидат наук, который по своему статусу не может быть научным руководителем, но оказывал значительную помощь вподготовке диссертации.

    Научные руководители утверждаются ученым советом вуза в самом начале обучения в аспирантуре вместе с темой диссертации.

    Существуют два типа научных руководителей.

    Первый тип наиболее удобен для аспиранта — такой научный руководитель во всем помогает своему подопечному: проверяет данные его эксперимента, помогает ихинтерпретировать, находит для него возможности публиковаться, правит статьи, советует, как сформулировать цель, задачи, гипотезу исследования и т.д.

    Аспиранту, имеющему такого научного руководителя, живется легче, но, при этом, от него требуется и меньше творчества. В результате, такой аспирант можеттак и не приобрести навыков самостоятельных занятий научной работой.

    Второй тип научных руководителей можно назвать ленивыми — они не удосуживаются даже почитать материалы диссертации, отделываются от своего ученика общимисоветами. Аспирантам с таким научным руководителем очень трудно, особенно на начальном этапе обучения, но в дальнейшем, если такому аспиранту все жеудастся написать и защитить диссертацию, он будет являть собой тип сформированного научного работника. Он легко сможет взяться за продолжение темы(например, для докторской) или за другую тему исследований, за научное руководство собственными аспирантами и т.д. По опыту научной деятельности он будетзначительно превосходить аспиранта, которого три года водили за ручку.

    Лучше, конечно, если ваш научный руководитель представляет собой нечто среднее между двумя крайними типами, описанными выше.

    Имейте в виду, что научное руководство диссертантами официально дает научному руководителю оплачиваемые рабочие часы (в среднем, 50 часов в год на каждогодиссертанта). В эти часы входит не только непосредственное общение с аспирантом, но и чтение материалов его исследований и прочее. Поэтому, в случае остройнеобходимости, если ваш научный руководитель совсем позабыл о вашем существовании, вы можете в корректной форме напомнить ему о себе. Советую быть простовежливо настойчивым, а не качать права, в конце концов, научный руководитель имеет полное право в любой момент отказаться от научного руководства особосклочным диссертантом. И вообще, правила хорошего тона в высшей школе предусматривают предельно вежливые отношения между коллегами (и не коллегами тоже).

  • Определение темы диссертации

    Подразумевается, что соискатель степени кандидата наук поступает в аспирантуру, имея готовую тему работы, которой он планирует заниматься все 3 года.Однако, для молодых аспирантов, недавно окончивших обучение в вузе, это вовсе не характерно.

    Постарайтесь приложить максимум стараний, чтобы как можно быстрее определиться с темой вашей диссертации или хотя бы научным направлением, которым выбудете заниматься. Это поможет быстрее приступить к работе с литературой и к организации эксперимента. Трясите вашего научного руководителя, если непомогает — начальника кафедры, профессоров кафедры, словом, добейтесь того, чтобы вашим усилиям была задана определенная направленность.

    В настоящее время на выбор темы большое влияние оказывает возможность организовать исследование.

    Учтите, что сразу после вашего официального зачисления в аспирантуру, от вас потребуют название темы диссертации, и обоснование ее выбора, т.е.актуальность, научную новизну, теоретическую и практическую значимость работы, а также цель, задачи, методы исследования, объект, предмет, рабочуюгипотезу. Тема диссертации после обсуждения указанных вопросов утверждается сначала на заседании кафедры, а затем — на Ученом совете учебного учреждения, васпирантуре которого вы обучаетесь.

    Тему исследования, а также цель, задачи и т.д. на первом этапе может в существенной мере помочь сформулировать научный руководитель. Если научныйруководитель считает, что вы должны справиться с этим сами, посмотрите, как это сформулировано в других диссертациях (или авторефератах — их проще получитьв библиотеке). Для этого выбирайте работы по своей специальности только последних лет, изданные в Москве или Санкт-Петербурге.

    Если вы все же совсем растеряны по поводу выбора темы, а все допустимые для этого сроки уже истекли — утвердите любую тему, какая придет в голову. Потомпоменяете.

    Итак, тему можно менять в любой момент и сколько угодно раз. Например, в процессе исследования работа может приобрести направление, отличное от еепервоначального названия, или вам просто может перестать нравиться формулировка. Однако, советую менять тему только один раз в самом конце обучения, когдадиссертация практически завершена — не нужно нервировать кафедру, Ученый совет и себя. Тему можно менять даже после прохождения предварительной защиты(хотя, к тому времени лучше все же иметь окончательный вариант названия).

  • Как приступить к написанию диссертации

    В любой деятельности трудным бывает первый шаг, особенно, когда не знаешь, как приступить. Попробуйте начать с главы 2 (методы исследования). Это прощевсего, так как описание методик есть в литературе, а если вы придумали свою, то сможете описать самостоятельно. Главу 2 можно написать на первом годуобучения, когда исследование вовсю идет (или во время каникул), а затем только откорректировать.

    Главу 1 (литературный обзор) можно писать в течение всего обучения, постепенно углубляя и обобщая.

    Главу 3 (результаты собственных исследований) начните писать сразу после обработки ваших данных, даже если эта обработка еще не окончательная. Имеет смыслначать не с написания самой главы, а с простого описания полученных результатов. Подумайте, как можно обобщить эти данные, проиллюстрировать их. Покажитеэто описание научному руководителю. Сравните полученные вами данные с результатами исследований других авторов, записывайте ваши мысли по этому поводуотдельно (потом это войдет в главу «Обсуждение»). Можно создать отдельный файл «Для главы 4» и записывать все, имеющее отношение к обсуждению, в него. Незабывайте делать резервные копии важных данных (мыслей, текстов и др.), чтобы потом не кусать себе локти.

    Главу 4 (обсуждение результатов) можно начать после окончательной обработки экспериментальных данных, когда готовы предварительные выводы работы.

    Предварительные выводы записывайте сразу, по мере обработки данных. В дальнейшем, используя предварительные, вы легко сможете сформулировать окончательныевыводы.

    Практические рекомендации пишите во время проведения эксперимента (либо сразу после его окончания). Это поможет вам оформить акты внедрения. По окончаниинаписания диссертации практические рекомендации можно отредактировать.

    Не забудьте про оглавление (с указанием страниц) и список условных сокращений. Названия глав и параграфов в оглавлении четко должно соответствовать им втексте диссертации. Страницы, с которых начинаются главы, проставляются после распечатки окончательного варианта работы. Список условных сокращений начнитесразу, как только ввели сокращение (либо использовали принятое), а в дальнейшем дополняйте. В противном случае вы обязательно что-нибудь упустите.

  • Структура кандидатской диссертации

    Классическая кандидатская диссертация (в виде рукописи) обычно имеет следующую структуру: титульный лист (страница № 1), оглавление (содержание), списокусловных сокращений (если таковые имеются, также могут располагаться в конце диссертации), введение, четыре главы (могут быть две или три главы),заключение, выводы, практические рекомендации (в диссертациях по педагогическим специальностям), список литературы и приложения.

    Во введении (3-6 страниц) автор может обосновать выбор темы исследования, отразить ее актуальность, показать научную новизну, теоретическую и практическуюзначимость работы.

    Глава 1 (20-40 страниц) должна называться в соответствии с ее содержанием, например: «Современное состояние проблемы изменения умственной работоспособностипод влиянием различных фармакологических средств» и представляет собой обзор и анализ литературных источников по теме исследования.

    Целесообразно рассмотреть, в каком состоянии на современный момент находится избранное научное направление, что уже сделано другими авторами, что в этомвопросе еще неясно и поэтому требует дальнейшего исследования. Если ваша диссертация затрагивает несколько крупных проблем, то глава может иметь параграфы(они нумеруются 1.1.; 1.2 и т.д.). Логичным заключением главы 1 будет формулировка цели, задач исследования, рабочей гипотезы (что предполагалось получитьв результате исследования) и основных положений, выносимых на защиту. В диссертациях, защищаемых по педагогическим специальностям, обычно приводят такжеобъект и предмет исследования. Объектом исследования является контингент испытуемых (группы людей, животных и д.т.). В постоянно приводимом здесь примереобъектом являются крысы линии «Вистар», а предметом — то, что вы исследуете у данного контингента (психологические, физиологические или иные параметры. Внашем примере — умственная работоспособность. Заключение главы 1 — это та часть вашей диссертации, которая может претерпевать значительные изменения помере работы над темой. Окончательно цель, задачи и т.д. будут сформулированы на завершающем этапе написания диссертации и автореферата.

    Глава 2 (8-12 страниц, может называться «Методы исследования») обычно содержит описание методик исследования и контингента испытуемых. Достаточно подробноследует изложить организацию эксперимента, описать методики, используемую аппаратуру, дать подробные сведения об испытуемых. Прочитав эту главу, не должновозникать вопросов о том, как вы получили те или иные данные. Любой прочитавший ее должен понять, как провести аналогичное исследование (например, с цельюпроверки ваших результатов). Главу 2 можно разбить на параграфы, отдельно описав испытуемых и каждую методику (если она объемна), либо сгруппироватьполучаемые показатели по определенным признакам (и назвать параграфы, например: 2.1. Показатели центральной нервной системы. 2.2. Показатели иммунитета, ит.п.).

    Глава 3 (60-90 страниц, может называться «Результаты исследования») обычно являет собой изложение собственных результатов исследования. В ней часторазмещают таблицы с полученными данными (не первоначальными, а уже обработанными), рисунки, обобщающие или иллюстрирующие результаты, пояснения автора поповоду тех или иных полученных данных. Обычно эта глава разбивается на параграфы в соответствии с логикой изложения материала. Иногда (чаще в докторскихдиссертациях), если исследование слишком объемное и выполнено по нескольким направлениям, изложение собственных результатов занимает две главы (главу 3 иглаву 4). В этом случае диссертация имеет на одну главу больше, а результаты обсуждаются в главе 5.

    В главе 4 (20-30 страниц, может называться «Обсуждение результатов») обычно приводится обсуждение полученных результатов. Оно преследует две задачи.Во-первых, необходимо сопоставить полученные вами данные с результатами исследований других авторов, а во-вторых, предварительно изучив современные научныеконцепции, определить — с позиции какой из них можно объяснить ваши данные (либо в какую из них «вписываются» ваши результаты). Если вы провели объемноеисследование с использованием серьезных современных методик, а ваши результаты не вписываются ни в одну из известных теорий или противоречат им, и если приэтом вы убеждены, что полученным данным можно верить, то ваша диссертация «тянет» на докторскую. Отличие докторской диссертации от кандидатской в том, чтопервая должна представлять собой крупное научное открытие или открывать новое научное направление.

    Количество выводов в диссертации должно соответствовать количеству поставленных задач (и в идеале — представлять собой решение этих задач). Однако, напрактике такое встречается редко. Одной задаче может соответствовать два вывода, реже — выводы мало соответствуют поставленным задачам. Несоответствиявыводов поставленным задачам следует избегать. Если выводы совсем не соотвествуют задачам — измените задачи, никто не заметит, что раньше — при обоснованиивыбора темы — они были другими. Даже если кто-то и заметит, это считается в порядке вещей, и еще никто к этому не придирался.

    В диссертациях на соискание ученой степени кандидата наук, а также защищаемых по двум специальностям, приводятся практические рекомендации, формулирующиесяисходя из данных эксперимента. Если вы добросовестно проводили исследование, написать практические рекомендации вам не составит труда.

    Список литературы (обычно не менее 100, не более 600 источников, в диссертациях по техническим специальностям меньше) оформляется по текущему ГОСТу.Вначале по алфавиту приводятся отечественные источники, затем по алфавиту — иностранные. Соответствие списка литературы ГОСТу можно проверить в библиотеке(в информационно-библиографическом отделе).

    Таким образом, по структуре кандидатская диссертация (в виде рукописи) похожа на научную статью, чем, впрочем, она и является в несколько расширенном виде.

    В приложения диссертации включают не вошедшие в основной текст таблицы, схемы организации эксперимента, иногда приводятся образцы анкет, тестов (если ониразработаны вами) и т.д. Кроме того, в приложения входят акты внедрения, авторские свидетельства и т.д. Каждому разделу приложений присваивается номер (1,2, 3 и т.д.). Например, в «Приложение 1» могут входить таблицы оценки умственной работоспособности крыс. Если приложение состоит из нескольких листов, топервый подписывается сверху: Приложение 1, а каждый последующий: Приложение 1 (продолжение) (без кавычек). Если приложения слишком объемны, они могутиздаваться в виде отдельного тома.

    Объем кандидатской диссертации (без учета списка литературы, приложений, рисунков и таблиц) обычно составляет 120-150 машинописных страниц (1800 знаков настранице: 29-30 строк, 62-64 знака в строке. При наборе на компьютере применяется шрифт Т'тпез, размер 14 пт, межстрочное расстояние 24 пт). Однако, внастоящее время ограничения по объему отсутствуют (учтите, что к моменту вашей защиты они снова могут быть введены).

    Довольно сложным моментом является правильное оформление диссертации. Нужно очень строго выдержать все требования (такой-то отступ от начала главы дотекста, такой-то — от начала параграфа до текста и т.д.). Запомнить все требования трудно, к тому же они имеют тенденцию постоянно меняться. Просто имейтев виду, что это важно, и на заключительном этапе подготовки диссертации проконсультируйтесь у знающего человека (секретаря ученого совета, сведущегобиблиографа, свежеиспеченного диссертанта, который на радостях с удовольствием окажет вам помощь, и др.). Научный руководитель всех последних тонкостейможет и не знать. Имеет смысл также посмотреть, как оформлены последние диссертации (защита которых состоялась в ближайшие полгода).

  • Подготовка к предварительной защите

    1. Полностью завершить написание диссертации, отпечатать ее «чистовой» текст (можно не брошюровать). Перед предварительной защитой диссертацию необходимопредставить для ознакомления двум рецензентам. Рецензенты должны иметь ученую степень не ниже кандидата наук. Цель рецензирования — выявить недостаткидиссертации, после устранения которых она может быть рекомендована к защите в диссертационном совете (на предзащите официально определяется в каком советесостоится защита диссертации, и кто будут официальные оппоненты). На предварительной защите 1-2 экземпляра диссертации должны находится в аудитории, чтобыприсутствующие могли с ней ознакомиться.

    2. Подготовить иллюстрирующий материал: плакаты, слайды, раздаточный материал (таблицы, схемы, рисунки, выполненные на отдельных листах А4 в количестве,равном присутствующим на предзащите).

    Готовьте то, что планируете использовать на защите, хотя, возможно, что-то придется переделывать или дополнять.

    3. Подготовить текст доклада и выучить его целиком (или основную часть, во время которой вы демонстрируете плакаты, слайды и т.д.). Продумать, в какойпоследовательности и с какими словами вы будете подходить к плакатам, тщательно отрепетировать способы связи разных частей доклада, чтобы при переходе отплаката к плакату или от описания методик к результатам исследования вы не терялись и не произносили что-то типа: «Ну... вот...» или «Э-э-э-э», или вовсезамолкали, лихорадочно роясь в бумажках.

    4. Пригласить на предзащиту как можно большее число коллег с разных кафедр, которые будут задавать вам вопросы, делать замечания, выступать с положительной(надеюсь!) оценкой работы.

    Желательно присутствие на предзащите не менее 3-4 докторов наук по вашей специальности.

    Спокойно и с благодарностью относитесь к замечаниям на предзащите. Чем больше вас критикуют на предзащите, тем легче вам будет на защите.

    5. Предзащита обычно продолжается около 2 часов. За это время приглашенные гости и сотрудники кафедры утомляются. В знак благодарности за их внимание итерпение к вам, по окончании предварительной защиты соискатели обычно устраивают небольшое «чаепитие».

     

    Доклад на предварительной защите

    Данное практическое руководство призвано помочь умным и способным, но растерянным молодым аспирантам, сориентировать их, рассказать в целом о том, с чем импридется столкнуться во время обучения. Оно не преследует целью рассказать все тонкости подготовки к самой защите диссертации, а также нюансы оформлениядокументов. Поскольку успешно закончившим аспирантуру считается тот, кто прошел предварительную защиту, а соискатели на ней часто терпят фиаско, нижеприводятся некоторые советы, касающиеся самого доклада. Учтите, что требования к докладам на предзащите и защите одинаковые.

    Итак, к докладу на предварительной защите предъявляются требования, аналогичные требованиям к докладу на официальной защите. Поэтому, постарайтесь, чтобыдоклад на предварительной защите соответствовал всем этим требованиям — репетицию лучше проводить в условиях, близким к реальным.

    На доклад отводится 20 минут, но присутствующие будут вам признательны, если вы сократите это время (хотя бы до 18 минут размеренно докладываемогоматериала).

    Классическая схема доклада подразумевает изложение (краткое) актуальности темы, цели исследования, задач, гипотезы, положений, выносимых на защиту.Диссертанты, защищающиеся по педагогическим специальностям, часто приводят объект и предмет исследования. Описывается контингент испытуемых (если недокладывался объект), их количество, число проведенных измерений, рассчитанных показателей, что создает представление об объеме проведенных исследований.Сжато излагаются используемые методы (методики) (часто иллюстрируются), основные результаты работы (обычно сопровождаются плакатами, слайдами и т.д.),заключение.

    Выводы, как правило, не докладываются в целях экономии времени, поэтому на предзащите они могут входить в раздаточный материал, либо печатаются внескольких экземплярах отдельно. На защите этого делать не нужно, так как к ее моменту должен быть готов автореферат, несколько экземпляров которогонаходятся в зале защиты. Любой присутствующий на защите имеет право знакомиться с авторефератом (а также задать вопрос диссертанту).

    Доклад обычно оканчивается словами: «Выводы разрешите не зачитывать, так как они логично вытекают из нашего доклада. Доклад окончен. Спасибо за внимание».

    Время доклада можно распределить следующим образом

    Вступление — актуальность, цель, задачи исследования, гипотеза, положения выносимые на защиту (2-3 минуты).

    Методы исследования — 1-2 минуты, а еще лучше просто проиллюстрировать методы плакатом (слайдом) и сказать о них лишь несколько слов.

    Результаты исследования — 12-13 минут.

    Заключение — 1-2 минуты.

    Помимо актуальности работы, докладчик излагает также ее научную новизну, теоретическую и практическую значимость. Вступительная часть докладарастягивается, занимая половину или даже большую часть времени. Такое происходит, в основном, в случаях, когда нечего сказать о результатах исследования.Присутствующие долго слушают, как же хороша представленная работа, как она актуальна, сколько в ней научной новизны (и как только люди жили без неераньше!), а до ее сути дело так и не доходит. Если вы уважаете себя и хотите произвести хорошее впечатление, не нужно хвалить свою работу, а нужно показатьее реальные результаты. Говоря о себе, в докладе принято употреблять безличные формы: «Проведены исследования, получены данные и т.д.». Этим подчеркиваетсяваша скромность.

    Постарайтесь докладывать без бумажки (прочитать можно только цель, задачи, гипотезу, положения, выносимые на защиту). Это сформирует о вас благоприятноевпечатление аудитории, создаст представление, что работа выполнена вами самостоятельно. Если вы стоите возле плаката или слайда, бумажка в ваших рукахбудет выглядеть несолидно. На защите наиболее верный способ докладывать без бумажки — выучить доклад наизусть, причем, очень хорошо. В противном случае, вынепременно растеряетесь. Доклад на предзащите можно не вызубривать.

    В докладе должны быть логические паузы, чтобы мысли слушающих могли следовать за вашими. Делайте ударения на наиболее значимых моментах (прорепетируйте, накаких). Во время выступления постарайтесь несколько раз посмотреть в глаза каждому из слушающих.

    Вы вряд ли выступите с докладом блестяще, если не прорепетируете его 5-7 раз. Репетиции нужно проводить с плакатами (слайдами) или с тем материалом,который вы будете демонстрировать. В противном случае, даже если вы выучили доклад, необходимость показать что-то на плакате может сбить вас. Не смейтесь —подавляющее большинство диссертантов репетирует свои доклады.

    По окончании доклада диссертанту задают вопросы. Вероятно, есть такой вопрос, ответ на который поможет лучше преподнести вашу работу. Можно написать этотвопрос на бумажке и договориться, чтобы вам кто-нибудь его задал.

    После вашего доклада, выступают рецензенты, которые назначаются, как правило, заведующим кафедры. Желательно, чтобы рецензенты были докторами (иликандидатами) наук, лица без степени рецензентами быть не могут. Рецензент в своем выступлении обязательно должен указать на недостатки работы, отзыв недолжен быть исключительно хвалебным. Каждый рецензент в конце своей речи дает заключение, что работа в целом соответствует требованиям, предъявляемым ВАК ккандидатским диссертациям, и может быть рекомендована к защите на соискание ученой степени кандидата таких-то наук по такой-то специальности. Этизаключения (почти дословно) обязательно вносятся в протокол. Кроме того, работа может быть признана требующей исправлений, и в таком случае рекомендация назащиту не дается (необходимо исправить работу и снова проводить предзащиту).

    На предзащите необходимо контролировать соблюдение определенных формальностей. Следует вести протокол расширенного заседания кафедры, на котором проходитпредзащита (попросите это делать лаборанта кафедры, а также можно воспользоваться диктофоном). В протоколе перечисляются присутствующие с указанием ученыхстепеней и званий, а также должностей. Далее он ведется по общепринятой форме (слушали... и т.д. постановили рекомендовать к защите...). Лучше заранеепосмотреть форму протокола, чтобы не упустить деталей, а также попросите секретаря ученого совета или методиста аспирантуры показать вам несколькопримеров. После окончания предзащиты Вы будете составлять на основании протокола заседания кафедры и записи на диктофоне «Выписку из протокола заседания»,которую подписывают председатель и секретарь заседания. Затем выписка визируется руководителем организации (или заместителем по научной работе) изаверяется печатью организации. В выписке должны содержаться: список присутствовавших специалистов на заседании; фамилия, имя и отчество соискателя, темадиссертационной работы, с указанием ученой степени и отрасли наук для соискания; краткое содержание доклада соискателя; вопросы специалистов; краткоесодержание выступлений рецензентов и руководителя. В конце выписки приводится заключение, где непременно следует указать: актуальность темы; специальность,которой соответствует диссертация; личное участие автора; научная новизна исследования; практическая значимость результатов работы; достоверность научныхположений л результатов проведенных исследований; ценность научных работ, полнота изложения материалов диссертации в заботах, опубликованных соискателем,количество и список публикаций, в т.ч. из списка изданий, рекомендованных ВАКом; рекомендации диссертации к защите. Кроме того, если диссертацииприсваивается ДСП, то в заключении необходимо аргументировать обоснованность присвоения такой пометки («Для служебного пользования»). Выписка из протокола(с положительной рекомендацией к защите) является основанием для принятия вашей диссертации к защите в диссертационном совете.

  • Что необходимо сделать аспиранту помимо написания диссертации

    Помимо текста диссертации, к моменту защиты у аспиранта должно быть достаточное количество публикаций, выступлений на конференциях и актов внедрениярезультатов исследования в практику.

    Результаты ваших исследований (до оформления в виде диссертации) должны быть доступны для ознакомления научным работникам. Достигается это двумя путями:докладами данных исследования на научных конференциях (семинарах, конгрессах и т.д.) и публикацией научных статей, в которых излагаются основные (илипромежуточные) результаты работы. Поэтому обязательными требованиями к соискателям ученой степени кандидата наук (соискателем называется тот, кто желаетполучить эту степень) являются полнота изложения материалов диссертации в опубликованных научных трудах, а также достаточное количество и уровень(институтский, городской, республиканский, международный) конференций, на которых сделаны доклады по теме диссертации.

    В настоящее время соискателю необходимо к защите диссертации иметь 3 публикации в журналах из списка, рекомендованного ВАКом. В отдельных диссертационныхсоветах (в качестве перестраховки) требуют три или четыре статьи из ваковского списка. Обычно соискатели имеют не менее 4-5 публикаций (а лучше — 7-9).Имеет значение не только число статей (тезисов докладов конференций), но и общий объем напечатанных страниц и уровень издания. Так, тезисы докладов обычнокотируются ниже, чем статья в сборнике научных трудов или журнале. Высоко ценятся публикации на иностранном языке в зарубежных зданиях (дальнего зарубежья,разумеется). Следует помнить, что соискателю необходимо обладать в опубликованном виде всеми публикациями, как минимум, за месяц до защиты (многиедиссертационные советы при приеме диссертации к защите просят предъявить оригиналы публикаций). Публикации «принятые к печати» не следует включать вавтореферат. Подразумевается, что результаты вашей работы достаточно известны научной общественности и успели подвергнуться ее критике. Издание, в которомопубликована ваша статья, должно обладать правильно оформленными выходными данными. Более подробно о требованиях к публикациям читайте на нашем форуме втеме Публикации к защите.

    Как только у вас появилась публикация, необходимо сразу включить ее в «Список публикаций», хранить который удобней на компьютере в отдельном файле. Внеституда полное библиографическое описание публикации нужно не только, чтобы не забыть о ее существовании. Это важно для того, чтобы названия последующихпубликаций не повторялись. Если названия совпадают, то только одна из таких публикаций может быть включена в окончательный «Список трудов по темедиссертации», который вам будет необходимо подготовить к защите. Кроме того, необходимо снять копию с текста статьи, титульного листа сборника, в которомона вышла, и оглавления, где указана ваша фамилия. Копии публикаций вы будете представлять в ученый совет в числе прочих документов, подготавливаемых кзащите.

    Выступления на конференциях — это не только выполнение обязательного условия, предъявляемого ВАК к соискателям ученой степени, но и хорошая возможность«обкатать» свои данные, научиться их докладывать большому количеству людей, получить опыт общения с аудиторией, уяснить для себя, какие вопросы можетвызвать ваша тема и ваш доклад, как нужно отвечать на них, как нужно изменить доклад, чтобы преподнести свои данные в более выигрышном свете. Старайтесьиспользовать любую возможность, чтобы доложить результаты ваших исследований. Не пренебрегайте конференцией любого уровня и состава участников. Чем большевы будете выступать, тем лучше вы будете уметь это делать. В дальнейшем умение выступать публично поможет вам не только на защите, но и при необходимостиубеждать людей в вашей точке зрения, доводить до их сознания ход ваших рассуждений, заставлять соглашаться с вашими доводами. Вы научитесь формироватьструктуру выступления, делать акценты на значимых моментах, говорить размеренно (а не скороговоркой), кратко, доступно, убедительно, по существу.

    Сразу по окончании конференции внесите ее полное название и название доклада в «Список конференций, на которых доложены быть материалы диссертации».

    Другим требованием к диссертантам является наличие актов внедрения результатов научного исследования в практику (например, в учебный процесс — по местунаписания диссертации (на вашей кафедре), в процесс работы учреждения, где вы проводили эксперимент и др.). Реже аспиранты оформляют рационализаторскиепредложения (не исключающие акты внедрения), патенты на изобретения и т.д.

    Настоятельно советую полюбопытствовать в патентном отделе (или бюро) вашего учебного заведения о том, какие рационализаторские предложения зарегистрированывашими предшественниками. Там вы сможете обнаружить, что некоторые ваши неясные мысли вполне могут быть облечены в конкретную форму рац. предложения. Актывнедрения включаются в диссертацию в виде приложений.

    Еще одним требованием к аспирантам является прохождение педагогической практики, т.е. вы должны попробовать себя в роли преподавателя. Обычно аспирантампредоставляется возможность вести практические занятия, реже — читать лекции.

Паспорт специальности

Необходимая литература

Книги для аспирантов

В разделе собраны аналитические обзоры книг, представляющих интерес и пользу для аспирантов вне зависимости от специальности. Данная литература такжечрезвычайно полезна научным руководителям и рецензентам.

Цель обзоров - помочь аспирантам сориентироваться среди большого количества литературы общего назначения. Каждая книга снабжена издательской аннотацией, атакже, в ряде случаев, комментариями аспирантов, успевших с ней ознакомиться.

Актуальные книги, доступные в книжных магазинах, имеющие свежие переиздания:

  • Райзберг Б.А. Диссертация и ученая степень. Пособие для соискателей.
  • Кузнецов И.Н. Диссертационные работы: методика подготовки и оформления.
  • Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации: Учебное пособие по развитию навыков письменной речи.
  • Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты: Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученойстепени.
  • Марьянович А.Т., Князькин И.В. Диссертация. Инструкция по подготовке и защите.
  • Новиков А.М. Как работать над диссертацией?
  • Волков Ю.Г. Диссертация. Подготовка, защита, оформление.
  • Батько Б.М. Соискателю ученой степени. Практические рекомендации.
  • Резник С.Д. Как защитить свою диссертацию.
  • Леви В.Л. Приручение страха.

Литература для отдельных специальностей:

  • Бабаев Б.Д. Как подготовить и успешно защитить диссертацию по экономическим наукам.
  • Диссертация. Как написать и защитить диссертацию. Юридические науки.
  • Рыжиков Ю.И. Работа над диссертацией по техническим наукам.
  • Абакумов М.М. Медицинская диссертация. Оформление и защита.
  • Трущелев С.А. Медицинская диссертация. Современные требования к содержанию и оформлению.

Труднодоступные издания, книги давно не переиздававшиеся или устаревшие. С ними можно ознакомиться в основном в библиотеках:

  • Ануфриев А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы.
  • Захаров А.А., Захарова Т.Г. Дневник аспиранта / в помощь студентам, аспирантам, докторантам, научным сотрудникам.
  • Захаров А.А., Захарова Т.Г. Как написать и защитить диссертацию.
  • Клеандров М.И. Кандидатская диссертация юриста: выбор и разработка темы.
  • Криворученко В.К. Диссертационное исследование: Методика. Практика. Рекомендации.
  • Неволина Е.М. Как написать и защитить диссертацию. Краткий курс для начинающих исследователей.
  • Пока А. Диссертация.
  • Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект (75 простых правил).
  • Как защитить диссертацию. Нормативно - правовые аспекты.
  • Новые правила по защите диссертаций (Сборник нормативных документов, 2002 год).

Книги по оформлению диссертации

  • Денисов С.Л. Как правильно оформить диссертацию
  • Стрельникова А.Г. Правила оформления диссертации.

Список издательств ВАК для опубликования научных статей

Список издательств ВАК для опубликования научных статей по экономике

  • Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право АПК: экономика, управление Аудит и финансовый анализ Аудитор.
  • Банковские услуги Банковское дело Банковское право.
  • Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал Бизнес, менеджмент и право.
  • Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса.
  • Бизнес-информатика Бухгалтерский учет.
  • Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика.
  • Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 5. Экономика.
  • Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8. Менеджмент.
  • Вопросы экономики.
  • Вопросы экономики и права.
  • Государственный университет Минфина России. Финансовый журнал (старое название Академия бюджета и казначейства Минфина России. Финансовый журнал).
  • Журнал Новой экономической ассоциации Журнал экономической теории.
  • Известия Волгоградского государственного технического университета. Серия Актуальные проблемы реформирования российской экономики (теория, практика,перспектива).
  • Известия высших учебных заведений. Экономика, финансы и управление производством.
  • Известия Иркутской государственного экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права) (электронный журнал).
  • Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права).
  • Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов.
  • Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право.
  • Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки
  • Известия Уральского государственного экономического университета Известия Уральского государственного экономического университета.
  • Известия Юго-Западного государственного университета. Серия Экономика. Социология. Менеджмент.
  • Известия Юго-Западного государственного университета. Серия Экономика. Социология. Менеджмент.
  • Казанский экономический вестник (старое название - Вестник.
  • Казанского государственного финансово-экономического института).
  • Креативная экономика.
  • Маркетинг и маркетинговые исследования.
  • Международная экономика.
  • Мир экономики и права.
  • Мировая экономика и международные отношения ^
  • Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные
  • перемены (электронный журнал).
  • Научные труды Вольного экономического общества России.
  • Недвижимость: экономика, управление.
  • Право. Журнал высшей школы экономики.
  • Практический маркетинг.
  • Предпринимательство.
  • Пространственная экономика.
  • Регион: системы, экономика, управление.
  • Регион: экономика и социология.
  • Региональная экономика: теория и практика.
  • Российский экономический журнал.
  • Российское предпринимательство.
  • Сибирская финансовая школа.
  • Современная экономика: проблемы решения.
  • Финансовая аналитика: проблемы и решения.
  • Финансовая экономика.
  • Финансовое право.
  • Финансовые исследования.
  • Финансовый бизнес.
  • Финансовый контроль.
  • Финансы.
  • Финансы и бизнес Финансы и кредит ЭКО.
  • Экономика в промышленности.
  • Экономика железных дорог.
  • Экономика здравоохранения.
  • Экономика и математические методы.
  • Экономика и менеджмент систем управления.
  • Экономика и предпринимательство Экономика и управление (г. Санкт-Петербург).
  • Экономика и управление в машиностроении Экономика и управление собственностью.
  • Экономика и управление: научно-практический журнал (г. Уфа).
  • Экономика образования (Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова).
  • Экономика образования (Современный гуманитарный университет).
  • Экономика природопользования.
  • Экономика региона.
  • Экономика сельского хозяйства России.
  • Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.
  • Экономика строительства.
  • Экономика устойчивого развития.
  • Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО.
  • Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве.
  • Экономика. Налоги. Право.
  • Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда (ЭПОС).
  • Экономическая наука в современной России. Экономическая политика.
  • Экономические и гуманитарные исследования регионов.
  • Экономические и гуманитарные науки.
  • Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз.
  • Экономические науки.
  • Экономические стратегии.
  • Экономический анализ: теория и практика.
  • Экономический вестник Республики Татарстан.
  • Экономический журнал.
  • Экономический журнал ГУ-ВШЭ.
  • Экономическое возрождение России.

Издания, отмеченные (*), включены в международные базы цитирования.

В список включены только журналы, специализирующиеся, главным образом, в одной научной дисциплине. Публикации, необходимые для защиты кандидатских идокторских диссертаций, могут быть размещены и в других изданиях из перечня ВАК.

  • Контакты

    mail@roskapstroy.com
    +7 (495) 739-45-82
    129329, г. Москва, Игарский проезд, д.2

  • Яндекс.Метрика
  • Подписаться на рассылку
  • Мы в соц. сетях